Маршрут заезда, проведённого 18 июля, заходит во Владимирскую область. В этой области (и далее на восток) действует Горьковская железная дорога (ГЖД). Основной целью заезда было посмотреть часть линии Владимир – Тумская – единственный действующий участок бывшей Рязанско-Владимирской узкоколейной железной дороги, ныне переделанный на стандартную широкую колею.
Предыстория
Рязанско-Владимирская узкоколейная железная дорога, также известная как Мещёрская магистраль – железная дорога, соединявшая города Рязань и Владимир. Её строительство началось в 1897 году и было закончено в 1900 году. В 1901 году было открыто движение по дороге. В 1924 году участок от посёлка Тума (станция Тумская) до Владимира был переделан на широкую колею. В 1950-х годах железная дорога использовалась для перевозки торфа. После строительства автомобильной дороги от Рязани до Спас-Клепиков и далее, грузо- и пассажиропоток железной дороги стал уменьшаться, а потом линию стали постепенно разбирать. В 2000 году была закончена разборка почти всей части узкоколейной линии от Рязани до Тумы.
Оставшийся участок Тумская – Владимир функционирует до сих пор. В ежедневном обороте – два пригородных поезда на тепловозной тяге. При этом со стороны Тумской железнодорожная пересадка с другой станции недоступна, поскольку она фактически стала тупиковой. Автобусами из Рязани я пользоваться не хотел, тем более, что всё Рязанское направление я проехал в позапрошлом заезде. Поэтому было решено воспользоваться Казанским ходом – была возможна пешеходная пересадка на линию до Владимира на станции Нечаевская. До Нечаевской тоже надо было ехать с пересадкой – электропоезда Москва – Вековка отменили, потому что маршрут составлял более 200 км.
Ссылки
Цели заезда
Основная цель – проехать по части линии Тумская – Владимир, перейдя с Казанского направления на Горьковское. Поскольку в Нечаевской была довольно длинная пересадка (более трёх часов), имело смысл осмотреть этот населённый пункт.
Акт I. Черусти? Челюсти?
Единственной интересной вещью, замеченной на платформе Левобережная, была табличка в кассе, которую повесили сразу после того, как продали нам билеты:
В этот раз мы выезжали чуть позже, поскольку первая электричка с Казанского вокзала отправлялась в 8:10. Нам надо было ехать до станции Черусти (созвучно с «Челюсти»), где совершить пересадку на электропоезд, следующий до Вековки, и выйти на станции Нечаевская. Как потом оказалось, выезжать всё-таки нужно было раньше.
Заполняемость электропоезда была на среднем уровне, вначале было довольно много пассажиров, хотя свободные места ещё оставались. После Куровской мест стало значительно больше. Далее мы следовали практически без остановок: Авсюнино – Шатура – Кривандино – Черусти.
Когда электричка начала подъезжать к конечной станции, мы решили выйти в тамбур, чтобы заранее приготовиться к выходу – на пересадку было всего 12 минут (мы заранее взяли транзитные билеты в кассе Казанского вокзала). Я увидел в тамбуре надпись: «Осторожно, электрическое напряжение!». Я подумал о том, существует ли ещё какое-то напряжение, которого следует остерегаться. Как оказалось, существует.
Как только за окном показался стоящий рядом на низкой платформе электропоезд с табличкой «Вековка», наш поезд остановился и двери открылись. Некоторые пассажиры стали спрыгивать с платформы и забегать в электричку, некоторые побежали в обход. Я последовал примеру первых пассажиров (не очень хорошее действие, но всё же) и через несколько минут оказался в вагоне. Обстановка тут была очень напряжённая (вот какого напряжения надо было остерегаться), поскольку все места во всех шести вагонах были заняты. Без исключений. Пройдя по вагонам от последнего до первого, я встал в тамбуре первого вагона.
Из открытых дверей был виден знак: «Московская железная дорога, 158 км»:
После того, как мы отправились, сразу за станцией промелькнул ещё один знак «Московская железная дорога». На него надо было смотреть с другой стороны, при движении в Москву. Для нас же Московская железная дорога здесь закончилась.
Остановок у электропоезда было мало, но интервалы между ними были длинными. До тех пор, пока мы не доехали до Нечаевской, количество пассажиров в поезде практически не менялось. Однако перед этой станцией в вагоне образовалась огромная очередь на выход. Вышли практически все – в вагоне осталось сидеть лишь несколько человек.
Акт II. Нечаевская
Выход со станции преграждал поезд, который стоял на пути слева, поэтому пришлось перелезать через вагоны.
Кстати, на табличке сверху было написано: «150 лет Горьковской железной дороге». Эта табличка потом встречалась нам ещё несколько раз.
Пассажиров встретило огромное количество таксистов, которые увезли их в районный центр – город Гусь-Хрустальный. Мы же пошли вперёд пешком.
Магазин был закрыт. Времени было уже много, скорее всего, он вообще не работал.
Мы вышли на дорогу, которая шла параллельно железной. Все машины поехали налево, а нам надо было в другую сторону.
Здесь было много старых деревенских домов.
Спереди мы заметили здание с надписью: «Миру – мир!». Возможно, это было здание администрации.
Перед зданием – стандартный памятник героям войны.
Выходя обратно на дорогу, я услышал: «Муу!». На небольшом поле за полуразрушенным забором стояла одинокая корова.
Всё-таки не все дома здесь были старыми. Этот выглядел современно:
Справа была ещё одна дорога, ведущая к станции. Здесь можно было выйти к низкой платформе, которая располагалсь в отдалении от высокой. Останавливались ли электропоезда здесь – неизвестно.
Скорее всего, к этой платформе подходил автобус, поскольку здесь было хорошее место для разворота. Рядом находился продуктовый ларёк.
Нам надо было идти дальше по дороге.
Слева опять появились домики. Я заметил кучу металлолома, которая осталась от какой-то машины.
Далее мы вышли к развилке.
Направо – проезд под железной дорогой:
Налево – куда-то вглубь деревни:
Нам же надо было продолжить движение вперёд.
Справа обнаружился небольшой двор, на котором сидела какая-то бабушка и ходили куры:
Новые домики здесь контрастировали со старыми:
А вот и конец дороги. Впереди – железнодорожная линия.
Тропинка слева шла вдоль платформы к ещё одному домику.
Справа же были видны пути Казанского направления:
Я вышел на платформу. С обеих сторон никаких поездов не было видно.
На платформе висело расписание поездов:
Мы решили ненадолго остановиться здесь и отдохнуть. В это время по главному ходу прошло несколько грузовых поездов.
Только сейчас я заметил, что табличку «77 км» кто-то специально погнул. До этого мне всё время казалось, что так и должно быть.
Также я заметил вдалеке палатку. Скорее всего, она относилась к рабочим, которые занимались рубкой и перевозкой деревьев – по переезду слева иногда проезжали грузовые автомобили с брёвнами.
Поскольку поезда было ждать ещё очень долго, мы решили немного погулять и пошли в сторону моста.
Вдоль железной дороги прохода не было, а по путям идти не очень хотелось, поэтому пришлось свернуть направо.
Через несколько минут мы вышли из леса и увидели слева тяговую подстанцию:
Справа был тот же мост над автомобильной дорогой, который мы видели ранее.
Мы решили повернуть налево и пройти около подстанции.
Впереди было видно то, что осталось от железнодорожного переезда. Эти пути вели на территорию подстанции.
Чуть дальше был виден ещё один переезд. Он находился в состоянии, более близком к рабочему.
Эта линия соединяет станцию Нечаевская и станцию Окатово, расположенную на линии Владимир – Тумская.
Мы решили пойти по тропинке вдоль неё в сторону Окатово, но она скоро закончилась. Пришлось уйти обратно в лес.
Раньше здесь были рельсы.
Мы вышли обратно к пересечению железных дорог. По главному ходу проехал электропоезд, на котором мы добирались сюда. Сфотографировать его я не успел.
И снова 77 км. В этот раз мы просто пошли обратно тем же путём, что пришли сюда изначально.
На обратном пути я приметил несколько интересных вещей. Например, два ствола (возможно, бывшие ворота) с кучей брёвен, лежащих рядом:
Колодец (ведро в комплект не входит):
Заброшенный домик:
Мы пришли обратно к ларьку, в котором был обед до 14:10. Мы решили посидеть здесь и подождать, пока ларёк откроется, а потом пойти обратно. Я заметил объявление, висевшее на небольшой будке, которая, судя по всему, являлась туалетом.
Я вышел на платформу и долго ходил по ней туда-сюда. Рядом стоял поезд, который никак не хотел уезжать, из-за чего не получалось сделать нормальную фотографию станции, захватив и эту, и дальнюю платформы. Пришлось ограничиться этим:
Внизу стоял автомобиль железнодорожников:
Ларёк открылся через некоторое время, и я купил там три бутылки минеральной воды. Этих бутылок хватило до самого возвращения.
После этого мы пошли обратно к платформе 77 км. По пути мне встретилась кошка, которая сидела среди брёвен и, скорее всего, на кого-то охотилась. Наверное, здесь было много мышей.
В этот раз на платформе не было пусто. Под деревьями рядом сидели какие-то люди. Со стороны леса, через который мы ходили ранее, пришла бабушка, которая собирала здесь ягоды. Она сказала, что в основном сюда (и в окрестности) ездят имненно за ними. Правда, за какими именно – не упомянула.
Через 15 минут много пассажиров подошло с левой стороны.
Бабушка сказала, что свободных мест в поезде обычно бывает много. Это порадовало: хотя бы не придётся стоять, как в прошлый раз.
Наконец, из-за поворота показался поезд.
Дверь второго вагона почему-то открыли за платформой, но особых затруднений при посадке это не вызвало.
Акт III. Поезд на Владимир
Мы зашли во второй вагон поезда, который выглядел следующим образом:
Третий вагон был плацкартным. Я хотел пойти ближе к голове поезда, поэтому зашёл в первый вагон. Он выглядел так:
Я осмотрел вагон и обратил внимание на брошюру, которая лежала в отсеке между салоном и выходом в тамбур. Как оказалось, она была выпущена сектой «Свидетели Иеговы».
В это время мы въехали в Гусь-Хрустальный.
Большинство пассажиров пошло к выходу.
Я воспользовался этим, чтобы посмотреть некоторые объявления на информационном стенде.
Также я сфотографировал платформу станции из окна поезда.
Когда мы поехали, удалось сфотографировать и вокзал.
Далее по пути мы увидели вот такое озеро:
Следующая остановка имела платформу ещё уже, чем та, на которой мы сели:
Следующая станция – Комиссаровка:
Я говорил, что табличку «150 лет…» мы видели много раз. Вот ещё одна.
На большинстве следующих остановок можно было видеть такую картину. Скорее всего, все эти пассажиры ходили за ягодами и теперь возвращались. Уже на половине пути вагон был далеко не пустым.
Неклюдово – судя по всему, бывшая станция:
Как говорит нам Википедия, это храм в честь Амвросия Оптинского. Местоположение – посёлок Головино.
И здесь тоже хватало пассажиров.
18 км:
Это вагон какого-то поезда, стоящего на станции Улыбышево. Куда он ехал, я не очень понял – по расписанию в это время поездов не было. Тем не менее, в вагоне кто-то сидел. Наверное, служебный поезд.
Дорога начала сильно извиваться и поворачивать то туда, то сюда. Под полом вагона постоянно раздавался скрип, иногда возникало чувство, что мы сейчас сойдём с рельсов.
Остановка «12 км» располагалась прямо после моста через реку Клязьму, который я не стал фотографировать из-за того, что места, рядом с которыми были открытые форточки, заняли.
После ещё одной остановки поезд начал поворачивать направо. Где-то за окном я увидел электрифицированные пути главного хода. Поезд долго ехал параллельно им, потом наконец-то приехал на конечную станцию.
Акт IV. Пора назад
Как только мы сошли с поезда, даже не успев зайти в вокзал, мы услышали объявление о том, что к средней платформе (не запомнил номер) прибывает поезд Челябинск – Санкт-Петербург, стоянка поезда – 30 минут. На другом пути у средней платформы стоял электропоезд ЭД4М, на котором мы, судя по всему, должны были уехать в Москву. До его отправления был почти час, но какие-то умные люди решили уже открыть на него посадку (аналогично с предыдущим заездом). К счастью, длинных очередей в пригородных кассах не было, мы взяли билеты и пошли на платформу через наземный переход. Все места в электричке были свободны. В это время на 4-ю платформу прибыл электропоезд Ковров – Владимир:
Поскольку до отправления было много времени, я сделал несколько фотографий на платформе.
Вагон поезда 146 Челябинск – Санкт-Петербург:
Наземный переход:
Электропоезд ЭД4М, на котором мы должны были уехать:
Ещё одна фотография платформы. В это время пошёл небольшой дождь, поэтому пришлось уйти обратно в вагон.
Электропоезд у 4-й платформы отправился на Гороховец, платформа опустела.
Вскоре отправился и поезд, прибывший из Челябинска. Мы постояли ещё некоторое время, в течение которого в вагон вошло достаточно много пассажиров. На момент отправления их было примерно столько же, сколько сидело в электричке из Калуги, на которой я ехал в воскресенье, но несмотря на большое количество промежуточных остановок, некоторые места оставались свободными на протяжении всего пути, занявшего по времени более трёх часов.
На подъезде к станции Орехово-Зуево мы обогнали электропоезд ЭД4-0001, на котором некогда ездили в Александров из Поварово.
Предпоследняя фотография была сделана уже после прибытия на Курский вокзал. Поезд Челябинск – Санкт-Петербург тоже был здесь, он стоял где-то справа на транзитных платформах (электричка прибыла в тупик).
Последняя фотография – на Ленинградском вокзале, прямо перед заходом солнца. Ещё не все электрички перекрасили в красно-серые цвета РЖД.
the end
Player701 / D2K
Ревизия 0
Оригинал написан 21.07.2013