Как и обещал, начинаю выкладывать отчёт по заезду 25-31 июля. Первая часть рассказывает о поездке на поезде, которая длилась почти 35 часов. А началась она вот отсюда…
Казанский вокзал Москвы. Именно отсюда начинался исторический ход Транссибирской магистрали, проходящий через такие города как Рязань, Самара, Уфа и Челябинск (и далее на Владивосток). С этого вокзала отправлялся фирменный поезд №14 «Южный Урал», следующий по маршруту Москва – Челябинск. Ранее существовал ещё фирменный поезд Москва – Магнитогорск, но его отменили, сократив до прицепных вагонов в составе челябинского поезда. В связи с этим фактом, в расписании поезд «Южный Урал» показывали как «Челябинск-Магнитогорск», что на табло сокращалось до немного забавного «Челябинск-Магнит»:
Пока не был известен путь, с которого отправлялся поезд, мы стояли и ждали около выхода. В зале было много народа, кто-то тоже готовился к отправлению и смотрел на табло, кто-то ждал прибытия поезда, чтобы встретить знакомых.
До отправления оставалось ещё больше часа, но уже через несколько минут ожидания напротив нашего поезда на табло загорелась цифра «6». Мы пошли на платформу к нашему вагону – 14-му. Как оказалось, нумерация вагонов начиналась с хвоста поезда, вагон располагался далеко впереди. Начиная с головы поезда, он был вторым.
Первый вагон (с головы) был покрашен в красный цвет, в который до некоторого времени окрашивались все вагоны поезда. Сейчас же почти все вагоны были оформлены в стандартных цветах РЖД.
Посадку на поезд ещё не объявили, поэтому пришлось немного постоять на платформе. Я заметил, что поезд приписан к станции Челябинск (формирования Южно-Уральской Ж/Д):
На соседнем пути стоял поезд «Москва – Казань», уже готовившийся к отправлению. Через десять минут он уехал, а ещё через пять минут открыли посадку на наш поезд. Мы зашли в вагон и заняли свои места. В этот раз я брал два боковых места – верхнее и нижнее – поскольку ещё ни разу на них не ездил. Кроме этого, я взял эти места потому, что не надо было угадывать, в какую сторону они будут смотреть – нижнее место развёртывается в два сиденья со столиком между ними, и можно было сесть на любое, чтобы смотреть по ходу движения поезда.
Места мне понравились, кроме этого, достаточно близко был туалет (но не совсем рядом, как у мест «у туалета»). Единственное, чего здесь не было – розетки. Как оказалось уже потом, на обратном пути, она была расположена у соседних боковых мест, немного ближе к туалету. Но этот промах не был столь существенным, поскольку компьютером я всё равно не собирался пользоваться постоянно, а батарея телефона была заряжена полностью, кроме этого, ещё имелась и запасная батарея.
Незначительный недостаток, на который я сразу обратил внимание – неверная настройка часов на дисплеях в вагоне (они располагались над выходами к тамбурам). Часы спешили ровно на 10 минут. Хорошо, что не отставали, а то какие-нибудь пассажиры могли бы пропустить свою станцию. Впрочем, у проводников, скорее всего, были свои часы, по которым они ориентировались.
В вагоне играла музыка – какие-то стандартные песни, которые я не запоминал. За пять минут до отправления поезда она затихла и вместо неё послышалось объявление – скорее всего, запись – о том, что до отправления фирменного поезда «Южный Урал» остаётся пять минут. Провожающим рекомендовали покинуть вагон. По вагону также пошли проводники, которые стали спрашивать о наличии провожающих и просить их выйти.
В конце концов, ровно в 20:08, поезд медленно двинулся в путь.
Проводники опять пошли по вагону, на этот раз проверяя у всех билеты и отрывая контрольные купоны. Поезд постепенно разгонялся, двигаясь почти с той же скоростью, что и экспресс «Москва – Рязань», который ехал по соседнему пути. Потом этот экспресс всё-таки обогнал поезд и пропал из виду.
За окном начинало темнеть, пока мы проезжали различные знакомые станции и платформы, такие как, например, Раменское, Воскресенск, Голутвин. Когда мы въехали на крупную станцию Рыбное, солнце окончательно зашло, кроме этого, в вагоне выключили свет и оставили только дежурное освещение. За окном удавалось что-то увидеть только благодаря фонарям и прожекторам, которые освещали станции. Я смог заметить, что поезд проследовал по мосту, который пересёкся с остальными путями главного хода, таким образом, перейдя с левостороннего движения на стандартное правостороннее. В Рязань поезд прибыл практически без опоздания. Здание вокзала загораживала электричка ЭД4М, прибывшая со стороны Москвы. С другой стороны стояла зелёная ЭР2. В ЭД4М не было света, в ЭР2 освещение было, но там было пусто.
Мы свернули столик и начали стелить бельё. Когда мы заканчивали с этим, поезд отправился. Впереди был очень длинный путь без остановок, покрывавший более 400 километров. Я закрыл окно специальной занавеской (она опускалась сверху и закрывала всё окно полностью) и попытался заснуть.
Вначале спалось не очень, но потом я всё-таки заснул на короткое время. Когда я проснулся, я увидел в противоположном окне здание вокзала какой-то станции. Табличку с названием я разглядеть не смог, но узнать, что это была за станция, всё же хотелось, поэтому я приоткрыл занавеску со своей стороны и стал смотреть в оба. Внезапно я увидел в окне табличку: «Мокша». Достав телефон и посмотрев Яндекс-карты, я понял, что предыдущая станция, которую мы проехали – Ковылкино. Судя по карте и по времени, ехать оставалось не так много, поэтому я решил больше не пытаться заснуть.
Уже через полчаса за окном стало светлее. Поезд пронёсся через ещё две станции – Инсар и Кадошкино. После них я разглядел табличку на ещё одном остановочном пункте – Пайгарм. Вскоре деревья за окном кончились и появились сначала одноэтажные домики, а потом – редкие многоэтажные. Поезд начал тормозить.
Через две минуты поезд въехал на платформу, проехав красивое здание вокзала, покрашенное в красно-белые цвета. Наш вагон остановился примерно в 50 метрах от вокзала. Стоянка здесь была 15-минутная, поэтому я решил аккуратно (пока все спали) выйти и сделать несколько фотографий.
Надпись на доме за мостом гласила: «Рузаевка – сердце железных дорог Мордовии»:
Справа на здании (скорее всего, дежурного по станции) висела стандартная табличка. Такие таблички встречались потом почти на всех станциях и остановочных пунктах Куйбышевской железной дороги, на территорию которой мы въехали ночью.
Решив, что здесь больше нечего делать, я ушёл обратно в вагон. Из окна я увидел локомотивную бригаду, которая пошла в сторону моста. Скорее всего, по этой станции происходила смена локомотивных бригад.
Поезд тронулся, и я решил поспать ещё немного, так как до следующей остановки было более 4 часов. Мы проехали мимо электричек, стоявших на тупиковых путях, пронеслись мимо съезда на другое направление (скорее всего, в Саранск). После этого стало неинтересно, и я заснул ещё на какое-то время…
Проснулся я уже тогда, когда стало окончательно светло. Поезд проехал мимо станции со странным названием «Базарная». Как оказалось, это ещё не самое странное название. Далее встретились: Барыш (это город такой), Налейка (вообще прикольно звучит), Безводовка… Я хотел посмотреть станцию Инза – это была крупная узловая станция, от которой отходила ветка на Ульяновск – но, открыв карту, понял, что она осталась далеко позади. Поезд уже подъезжал к Сызрани – следующей остановке. Пути разделились: мы поехали по мосту, который потом прошёл над ещё одной железнодорожной линией, по которой в сторону Сызрани ехал ещё один поезд. Это была линия из Пензы.
Следующая станция – Новообразцовое – была началом огромного железнодорожного узла. Здесь сходилось шесть направлений – из Инзы, из Ульяновска, из Тольятти, из Пензы, из Саратова и, наконец, из Самары – туда наш поезд и держал путь.
Поезд прибыл на вокзал «Сызрань I» почти одновременно с поездом, шедшим из Пензы, который мы видели ранее – это был поезд «Пенза – Нижневартовск». Обогнав его, мы поехали дальше, через станцию Октябрьск. В противоположном окне была видна Волга, а точнее – Саратовское водохранилище. В пределах огромной станции Октябрьск располагалось несколько платформ: Путейская, Рабочая и некоторые другие, названия которых я не запомнил. Это была станция-пристань, где происходила передача грузов с водного транспорта на железнодорожный и обратно. После следующей станции – Правая Волга – поезд резко повернул направо и проследовал через Сызранский мост длиной почти полтора километра.
До следующей остановки мне запомнилась станция с интересным названием «Мыльная». Через некоторое время по встречному пути прошла электричка.
Поезд прибыл на станцию Звезда. Здесь была техническая остановка: посадка и высадка пассажиров не производилась. Я читал, что на этой станции происходит заправка поездов водой и сбор мусора. О заправке говорил тот факт, что на платформах станции лежали шланги, которые уже готовились подключать к вагонам. Через пару минут подошёл и поезд «Пенза – Нижневартовск», шедший за нами «по пятам».
Постояв на станции менее 15 минут, отведённых на стоянку по расписанию (скорее всего, в случае технических стоянок отправляться можно не по графику, а сразу после того, как выполнены необходимые действия), поезд двинулся на Самару.
Здесь уже началась зона цивилизации – за окном постоянно можно было видеть городские здания. Поезд проехал города Чапаевск и Новокуйбышевск, после чего въехал в черту города Самары, по пути переехав через одноимённую реку.
Слева показался знаменитый вокзал, который не удалось сфотографировать вблизи, поскольку поезд остановился на платформе, которая располагалась не с той стороны. Выходить к вокзалу я побоялся, несмотря на более чем 30-минутную стоянку поезда. Скорее всего, эта стоянка была нужна для смена локомотива.
И точно – я увидел, как железнодорожник отцепляет кабели между электровозом и первым вагоном:
Я попробовал сфотографировать вокзал ещё раз:
К поезду уже подъезжал новый локомотив – ЧС7-200:
Рядом я заметил километровый столбик. Километров здесь, на самом деле, было больше, поскольку они отсчитывались через Пензу (скорее всего). После Сызрани количество километров увеличилось примерно на 40.
Войдя обратно в вагон, я открыл компьютер и посмотрел данные по электровозу. ЧС7-200 был приписан к депо Челябинск. Следовательно, он должен был довезти нас до конечного пункта.
Далее по пути поезд проехал ещё несколько остановок в Самаре. Я заметил, что большинство из них были оборудованы турникетами. Примерно в это время по встречному пути проехал состав поезда №13 «Челябинск – Москва», который я узнал по вагону, окрашенному в такой же цвет, что и первый вагон нашего поезда. 13-й поезд шёл с опозданием, о причинах которого я скоро узнал: когда мы приехали на станцию Кинель, мы ненадолго остановились там, пропуская встречный поезд (не везде разъезды позволяют пропускать встречные поезда без остановок). Это была ещё одна крупная станция, на которой располагалось локомотивное депо грузовых электровозов. Кроме этого, от станции отходила линия на Оренбург.
Несмотря на вынужденную стоянку в Кинели, на следующую остановку – Новоотрадную – поезд прибыл секунда в секунду. Далее мы отправились на Похвистнево – город, располагавшийся на границе Самарской и Оренбургской областей. На этой границе, после платформы «Волчьи Ямы», начиналась екатеринбургская временная зона – время переводилось на два часа вперёд. Впрочем, в поезде машина времени не работала – на дисплеях в вагоне показывалось московское время.
Поезд сделал остановку на станции Бугуруслан. До следующей остановки – Абдулино – было около часа. За окном появились холмистые поля, лесов почти не было. На этом участке мне запомнилась станция «Сарай-Гир».
Перед прибытием в Абдулино по радио объявили, что стоянка поезда – 2 минуты, хотя по моему расписанию время стоянки здесь составляло 19 минут. В связи с этим, проводники не выпускали никого на платформу, но мне удалось сделать фотографию вокзала через стекло (хотя получилось не очень) и несколько фотографий из открытой двери вагона.
Мы пропустили встречный поезд, после чего поехали вперёд по неправильному пути. Теперь стало ясно, почему здесь было увеличено время стоянки. По соседнему пути проехали путеремонтные составы. Въехав на станцию Талды-Булак (это была уже Башкирия) поезд перешёл на нормальный путь. Через полчаса поезд прибыл на станцию Аксаково, после чего почти сразу двинулся дальше на Уфу.
Здесь поезд должен был ехать без остановок более трёх часов, поэтому я решил ещё немного поспать. В этот раз я лёг на верхнюю полку. Заснуть не удалось из-за музыки, которая играла в вагоне, но просто отдохнуть всё же получилось. Когда я спустился вниз, поезд проезжал станцию Чишмы. До Уфы было ехать ещё 40 минут.
Начинало темнеть… когда поезд приехал в Уфу, условия для съёмки моей камерой, были, мягко говоря, не очень, но я всё же сделал несколько снимков на платформе.
Все надписи тут дублировались на башкирском языке:
Выход в вокзал был возможен не только с помощью подземного перехода, но и с помощью надземного по эскалаторам:
Стоянка на этой станции была обусловлена отцепкой вагонов, которые должны были поехать на Магнитогорск. Я пошёл назад, чтобы посмотреть на это, и увидел, что сзади уже стоит маневровый тепловоз:
Через некоторое время последние три вагона были отделены от основного состава.
Эти вагоны должны были стоять здесь ещё очень долго. Они отъехали немного назад, а я пошёл вперёд и сфотографировал электровоз спереди.
Здесь больше нечего было делать, поэтому я ушёл в вагон и лёг спать. Я долго не засыпал, пока мы стояли, и не заснул даже когда мы поехали. Заснуть удалось уже когда поезд приехал на следующую остановку, но смотреть в окно я не стал…
Я проснулся, когда было ещё темно. Поезд подъезжал к станции Бердяуш. Дорога постоянно поворачивала, всюду виднелись холмы. Ещё невозможно было полностью разглядеть местность, но было ясно, что мы уже на Урале. На подъезде к Златоусту холмы никуда не пропали, а, наоборот, стали больше. И неудивительно – Златоуст является одним из самых высокогорных городов в округе.
Скоро мы стали подъезжать к Миассу. Здесь уже стало светлее. Самый красивый вид из всех, которые я запомнил, появился именно здесь, за окном поезда. Огромный холм высотой несколько сотен метров, а на его фоне – городские здания. Даже самые высокие дома были намного ниже его. Через противоположное окно были видны какие-то озёра.
До Челябинска оставалось ехать всего полтора часа. Когда остался час, мы убрали бельё и сдали его проводнику, после чего собрали вещи и стали ждать прибытия. Вскоре мы въехали в черту города, проехав Шершнёвское водохранилище. Ещё несколько станций и платформ – и поезд начал замедляться, а потом остановился, прибыв на конечную станцию – Челябинск-Главный.
To be continued…
Оригинал написан 02.08.2013