Жить в прошлом — не лучшая идея, но это не означает, что нет смысла туда периодически заглядывать. Заглянуть туда стоит, чтобы вновь окунуться в атмосферу совершённых в то время поездок, вспомнить посещённые тогда интересные места. Конечно, по-настоящему переместиться во времени невозможно — что было, то прошло, и уже никогда к нам не вернётся. Однако впечатления остаются со мной до сих пор, но и они не вечны. Пока они всё ещё сохраняются, их можно зафиксировать. И хотя любой мой рассказ — всего лишь невзрачное отражение полученного мной опыта, лучше пусть будет так, чем совсем никак.

Эту поездку я проводил более трёх лет назад, примерно в те же дни, что и недавнее малое путешествие, с которым она в общих чертах совпадала по своему формату — за десять дней я посетил четыре крупных города: Нижний Новгород, Чебоксары, Йошкар-Олу и Казань… и один малый город — чувашский Канаш, и о нём-то как раз в моём рассказе и пойдёт речь. Основным стимулом, побудившим меня совершить данное путешествие, стал запуск прямой электрички из Нижнего Новгорода в Казань, устранившей «разрыв» в пригородном сообщении на границе Нижегородской области и Чувашии.

Несмотря на крайне длинный маршрут, при его открытии это была именно что самая обычная электричка — хоть и с малым числом остановок, но с билетами без указания мест, а значит, без необходимости покупать эти самые билеты заранее и к тому же с риском всю дорогу сидеть спиной, так как направление движения пригородных поездов с указанием мест на сайте РЖД не обозначалось ни тогда, ни сейчас. Я подозревал, что слишком долго такое положение дел не продержится, и решил ехать как можно быстрее. И был прав: около года спустя всё изменилось, билеты стали продавать с местами.

В Канаше у меня было две ночёвки. Первый день, понедельник, был для меня рабочим: из-за особенностей графика поездки мне пришлось взять отпуск со сдвигом на один день вперёд, чтобы выходным стал следующий понедельник — день, когда я планировал вернуться в Москву. Второй же день изначально был выделен на осмотр самого города, но ещё перед выездом я заметил на карте к западу от него очень интересную деталь — выглядело так, будто железная дорога там раньше шла по другому пути.

Поискав на эту тему информацию в интернете, я довольно быстро выяснил, что спрямление было произведено в середине 1980-х годов. Из-за особенностей рельефа местности, диктующих необходимость пересечения железной дорогой глубокой речной долины, на старой трассе был возведён арочный виадук, сохранившийся до настоящего времени. Виадук является широко известной в узких кругах местной достопримечательностью, поэтому я сразу же поставил цель к нему съездить. И мне сильно повезло, что расписание электричек позволяло сделать это с минимальными временными затратами, не теряя остатка дня.
Итак, наберите в лёгкие немного воздуха — мы погружаемся в…
Машина времени
…20 сентября 2022 года. Погода тёплая, но с утра ощутимо прохладно, ранним утром — тем более. Но мне приходится как-то выкручиваться, ведь единственный подходящий мне электропоезд сообщением Канаш — Шумерля уходит между четырьмя и пятью часами утра. На подходе к станции наблюдаю значительный поток людей, поднимающихся на мост, однако все они затем спускаются на платформу, где стоит электричка, следующая в противоположном направлении — на Казань. А на моей платформе лишь одинокий охранник скучает где-то впереди у головного вагона, отсчитывая минуты до отправления.

Пассажиров во всей электричке можно пересчитать по пальцам одной руки. Ехать мне совсем недолго — порядка десяти минут. Выхожу на второй остановке, оказываясь в полном одиночестве. Электропоезд, постояв положенные по расписанию полминуты, закрывает двери, разгоняется и уходит вперёд, будто пытаясь убежать от начинающегося рассвета. Время пошло. Немногим меньше, чем через три часа, я должен снова оказаться здесь, иначе придётся искать другой способ вернуться в город.

Начинаю идти по сильно заросшей тропе в сторону деревни Мокры. Название не обманывает — вокруг всё действительно очень мокро, за ночь выпало много росы. Или же прошёл дождь? Спустя двадцать минут достигаю цели, иду по пустынной улице. Все спят, и пусть лучше спят дальше — тревожить обитателей деревни лишний раз не стоит… Дохожу до ворот. Калитка открыта. Это радует, не придётся искать пути обхода. Очень часто бывает так, что в ходе движения по маршруту, в теории не предвещавшего абсолютно никаких неожиданностей, где-то посередине внезапно натыкаешься на забор или что похуже. Карта не есть территория. Бросаю короткий взгляд назад.

А впереди — уже весьма близко, но всё ещё достаточно далеко, маячит тот самый виадук, за которым я сюда приехал. Издалека он кажется слишком маленьким и не особо впечатляет, но на фоне окружающей местности несомненно выделяется — этого у него никак не отнять. Нужно подойти поближе, чтобы уловить всю его суть. Смогу ли я уловить её целиком? Не думаю. Но можно хотя бы попробовать. Кто не пробует, тот ничего не добивается.

И действительно, при осмотре вблизи опоры моста оказываются намного выше, чем представлялись мне на первый взгляд. Удивительно, что вся конструкция до сих пор стоит, ничего не отваливается. Или же всё, что уже могло отвалиться, давно отвалилось. В общем, сделано капитально. Перил наверху нет, но сам виадук достаточно широкий. В моей голове начинает вырисовываться безумная идея…

Забираюсь ещё выше — на насыпь, где когда-то проходили рельсы. Однако на самом деле рельсы проходили не совсем тут, иначе земля была бы вровень с мостом. Насыпь с тех пор частично срыли, но залезть на виадук в любом случае не составит труда. Всего-то надо чуть-чуть подтянуться…

…и вот я наверху. Скоро рассвет. Выхода нет? Но это просто вранье — выход есть всегда. Вдалеке лежит пруд, образованный плотиной на той самой речке, которую пересекает мост. Название у речки какое-то странное — Пувиналка. Чувашское, не иначе. Что оно может означать?

С противоположной стороны виден новый мост — уж точно не памятник архитектуры, но вполне себе функциональный объект. Ведь здесь рельсов давно нет, а там они есть. Однако поездов пока что-то не видно… Может быть, на этом участке сейчас «окно», идёт ремонт путей. Но обычно не ремонтируют оба пути параллельно, по второму оставляют движение. Железная дорога — сложный механизм, и разобраться в нём под силу далеко не каждому.

А моя дорога намного проще — вперёд и только вперёд. Вижу цель, не вижу препятствий. Хотя нет — вижу лужу. Кажется, всё-таки ночью был дождь, но не настолько сильный — когда я шёл с электрички, было мокро, но не грязно. Ну да ладно, ничего страшного. Умный в лужу не пойдёт, умный лужу обойдёт. Ой, страшно… Нет, высоты я не боюсь — я боюсь с неё упасть.

Безумству храбрых поём мы песни. Могу ли я считать себя храбрым, если рискнул сюда забраться? Мне кажется, здесь всё-таки скорее больше глупости, чем храбрости. Но теперь у меня появляется мотивация дойти до самого конца. Возможно, именно этой надписи мне не хватало. А может быть, всё только у меня в голове… Скорее всего, так и есть.

В самый ответственный момент солнце наконец появляется из-за горизонта. Ещё один взгляд назад… Скоро здесь будет очень-очень красиво. Хочется остановиться и подождать, пока красота заполнит всё окружающее пространство, и затем раствориться в ней самому. Но всё же решаю продолжить движение. Всему своё время, а солнце никуда не денется.

Внезапно откуда-то сбоку раздаётся мяуканье. Небольшой серый кот, по виду ещё очень молодой, почти котёнок. Чей он? Как он здесь оказался? И куда держит свой путь? Так много вопросов и так мало ответов. Опускаюсь на корточки, кот подходит ближе ко мне. Почему бы не погладить незнакомого кота, если он сам не против? Нам обоим будет приятно. Взаимовыгодно. Но в первую очередь именно приятно. Это главное.

Двигаюсь дальше по виадуку, старательно обходя лужи и пытаясь не обращать внимание на значительный перепад высот у его краёв. Солнце между тем медленно поднимается всё выше. Летают птицы. Оборачиваюсь. Кот двигается за мной по пятам. Радуюсь неожиданному попутчику. Если не радоваться каждой мелочи, то в чём тогда вообще смысл?

Всё хорошее когда-нибудь заканчивается — вот и конец моста. Рассвет наступил. Последний взгляд на только что пройденный путь, теперь уже в полную силу освещаемый лучами утреннего солнца. Возникает труднопреодолимое желание этот путь повторить, пойти обратно, купаясь в лучах. Но нет, пожалуй, не стоит. Нельзя войти в одну и ту же реку дважды, нельзя дважды пройти по одному и тому же мосту. Формально, конечно, можно, но это будет уже не то. Совсем не то.

Спрыгиваю. Кот, старавшийся не отставать от меня всю дорогу, спрыгивать не хочет. Ходит туда-сюда, мяукает. Я не очень хорошо умею брать котов на руки, но всё равно готов попробовать — оставлять его наверху было бы просто неправильно! Неуклюже, с большим трудом, но всё же у меня получается выполнить задачу. Кот удаляется в сторону продуктового магазина и остаётся сидеть у входа — может, он там живёт, а может, его там подкармливают. Пока что магазин закрыт, но день ещё только начинается…

Виадук режет деревню напополам — с обеих сторон внизу дома. Интересно, конечно, каково жить в доме с таким вот видом из окна. Но ещё интереснее, каково это было, когда наверху всё время гремели поезда. Насколько громким был шум? Ощущалась ли вибрация? Впрочем, люди, как известно, привыкают ко всему. А может быть, тогда ещё никаких домов здесь вовсе и не было? И выходит, что все эти вопросы не имеют смысла. Но всё равно интересно. Гипотетически, скажем так.

Где-то поблизости ещё и экзотических птиц содержат. Жаль, не успею посмотреть их — уверен, что открываются они намного позже, чем уходит моя электричка. Большинство людей сейчас ещё спит… но птицы — вряд ли. Обычно они просыпаются примерно в то же самое время, когда восходит солнце. А солнце уже взошло.

Пожалуйста, вот вам наглядное подтверждение вышесказанного. Только не надо мне тут утверждать, что курица, мол, не птица. Мы тут не софистикой занимаемся. Конечно же, она самая настоящая птица. И летать тоже умеет. Просто не всегда хочет. А некоторым курам и вовсе подрезают крылья, чтобы не перелетали постоянно через забор. Всё хорошо в меру, знаете ли.

Другие животные тоже уже проснулись и теперь наблюдают за рассветом. Делать им нечего… Но это красиво, чёрт возьми. Хочется представить, будто они о чём-то думают. О смысле жизни, наверное. Но им это простительно. А вот нам нужно не думать о нём, а придумывать его себе самим. Каждый день, пока мы живём. У нас есть такая возможность. Чуть меньше размышлений, чуть больше действий. И лучше всего именно в таком порядке, а не наоборот.

Отдалённый грохот возвращает меня в реальность — наконец-то пошли поезда. Грузовой состав из полувагонов, ведомый локомотивом серии ВЛ80, следует со стороны Казани в направлении Москвы. Как будто их специально задержали на то время, пока я ходил по мосту, чтобы случайно не испортить тонко настроенную атмосферу. Мистика, не иначе. Но, скорее всего, просто совпадение. Корреляция не означает причинно-следственной связи. Она для неё необходима, но не достаточна.

На окраине деревни обнаруживаю редкий артефакт древней, более развитой цивилизации. Неужели где-то рядом здесь был пионерлагерь? Однако видится гораздо более вероятным, что скульптуру притащил сюда кто-то из местных. Но откуда? Так или иначе, украшением я бы её не назвал. Но, как говорится, на вкус и цвет…

Дорога ведёт меня к новому мосту и затем куда-то под него. Очень хочется посмотреть, что там за ним. Хотя на самом деле мне туда вроде как и не надо. Но времени ещё достаточно — почему бы не прогуляться? К тому же с наступлением рассвета стало уже намного теплее.

Снова грохот, но уже с другой стороны. Контейнерный поезд под электровозом 2ЭС5К идёт со стороны Москвы на Казань. И не исключаю, что потом и куда-то дальше. Намного дальше. Может быть, до самого Владивостока. А быть может, даже в Китай. Я этого никогда не узнаю. Но всё равно всегда было любопытно.

Пересекаю рельсы в разных уровнях, то есть под мостом. Но на той стороне останавливаюсь, не пройдя и сотни метров. Дальнейший путь выглядит заманчиво, но в ближайшее время мне не суждено пройти по нему. Не сегодня, не завтра. Когда-нибудь, может быть… А сейчас надо вернуться.

Но, само собой, без красивого кадра возвращаться я не собираюсь. Собственно, за ним-то и шёл. Безоблачное небо, ярчайшее солнце, открытое пространство — что может быть лучше? Да ничего. Это квинтэссенция. Те самые моменты, за которыми я всегда гоняюсь и иногда ловлю. Цепляюсь за них и держусь до тех пор, пока это возможно.

На обратном пути «ловлю» ещё один грузовой под 2ЭС5К, движущийся в сторону Казани. Состав смешанный, на платформах сразу за локомотивом везут части какой-то техники — похоже на карьерные самосвалы вроде БелАЗов. Будут собирать уже на месте. Другим способом транспортировать их было бы затруднительно.

Но и это ещё не всё. Сейчас должен пройти электропоезд на Нижний Новгород. Тот же самый, на котором позавчера я приехал в Канаш. С тех пор он успел скататься обратно в Нижний и снова в Казань, и вот он возвращается. Стартовал он чуть позже меня, но это не помешает нашим путям пересечься. Уже совсем скоро. Знакомый гудок… Едет!

Вот теперь пора. Спешить вроде бы некуда, на обратную электричку я успеваю. Но почему-то задерживаться мне здесь больше не хочется. Да и зачем? Оба моста я посмотрел, электропоезд заснял, по местности прогулялся, кадры сделал. Впечатления получены, миссия выполнена. Деревня Мокры остаётся позади.

А платформа Мокры — впереди. По виду можно подумать, что это где-то на Большом кольце — там немало остановочных пунктов с таким вот навесом и будкой рядом с ним, в которой по первоначальной задумке должна была находиться билетная касса. Но что-то мне подсказывает, что её там никогда не было, хотя я вполне могу ошибаться. Нам всем свойственно ошибаться. Но сейчас никакой кассы здесь, конечно, нет.

Однако грузовой поезд под электровозом переменного тока ВЛ80С не даст соврать — это не кольцо, а магистральный ход Москва-Казань-Екатеринбург, одна из самых грузонапряжённых линий в европейской части России, один из ходов Транссиба. А на кольце ток постоянный. Поезд, если что, следует в сторону Москвы. Сейчас мне туда не надо. Пока что.

Вдруг сразу же вслед за грузовым из-за поворота кривой выныривает пассажирский электровоз ЭП1М с единственным пассажирским же вагоном. Будь вагон служебным — скажем, дефектоскопом или лабораторией — то я бы не удивился. Но вагон самый обычный, и это странно. Здесь таких вроде как быть не должно.

Но ещё больше я изумляюсь, когда понимаю, что поезд… тормозит. Тормозит прямо на платформе напротив. В расписании его нет, и в качестве пригородного подвижного состава здесь используются только электрички — это я знаю точно. Но в дальнейшем выяснится, что это так называемый «рабочий» поезд, курсирующий до Сергача, что уже в Нижегородской области. В теории он предназначен исключительно для сотрудников РЖД, а на практике туда могут брать и обычных пассажиров. А могут и не брать. Как повезёт. Так что лучше на них не рассчитывать.

К слову об электричках — вон она наконец идёт. Это тот же состав ЭД9М-0051, доставивший меня сюда ранним утром, и теперь он же готовится меня отсюда забрать. И не только меня — невесть откуда на платформе взялись ещё целых три человека. Вместе с животными постепенно просыпаются и люди.

Но внутри народу намного больше — резкий контраст с утренним рейсом на Шумерлю. И в Канаше выходят далеко не все, хотя формально для нашего поезда это конечная станция. Даже наоборот — есть посадка. А разгадка проста: электричка постоит здесь около сорока минут под обгоном, пропуская утренние поезда из Москвы, и затем проследует дальше на Казань.

Перспектива уехать в Казань немедленно звучит заманчиво, но планы у меня несколько другие. Хотя в столице Татарстана я побывать ещё успею, но это будет уже совсем другая история. Другой день. Другая атмосфера. Другие впечатления. Расскажу ли я о них? Может быть, когда-нибудь. Но точно не сейчас. Пока что, пожалуй, хватит. Всё хорошо в меру.
А теперь пора бы вернуться в настоящее.