Я уже давно взял себе за правило — не настраиваться ни на что заранее. В том числе это касается и поездок: никогда не знаешь наверняка, с чем тебе придётся столкнуться в том или ином месте. Но если не ожидаешь ничего конкретного, то разочароваться не выйдет в любом случае. А вот удивиться — вполне. Особенно когда отъезжаешь не слишком далеко от Москвы. Оказывается, что за положительными эмоциями и незабываемыми впечатлениями совершенно необязательно отправляться в какие-то дальние края. Ведь очень и очень многое лежит буквально перед самым носом…

Суббота, 31 января. Очень холодно и очень солнечно — идеальное сочетание для зимы. В прошлом году я ничего подобного не припоминаю — быть может, и вовсе не было таких дней. А сейчас их прямо-таки навалом. Но свободен я только в выходные, и то далеко не в каждые. Рад, что в очередной раз удалось поймать момент. Теперь осталось лишь воспользоваться им по назначению.

Переход между Ленинградским и Ярославским вокзалами, если речь идёт об электричках, занимает всего около пяти минут — очень удобно. Однако на табло замечаю, что нужный мне рейс отсутствует. Похоже, что произошёл какой-то сбой. Сажусь в первый попавшийся состав, который в итоге уходит с опозданием в полчаса. Выхожу на платформе Тарасовская, за Мытищами.

Не лучшее начало поездки, но добраться до точки старта мне всё-таки удалось, а это самое главное. Как обычно бывает, чёткого маршрута движения у меня нет — есть лишь примерное направление. Правда, сейчас именно такой случай, когда выбранное мной направление определяет единственно возможный путь. И выводит меня этот самый путь к железнодорожному мосту через реку Клязьму.

Мост не охраняется, поэтому изрисован вдоль и поперёк. Многие рисунки выглядят довольно примитивно, а отдельные я бы даже и творчеством не назвал — просто мазня какая-то. Но в любой бочке дёгтя есть и ложка мёда. Универсальный и вполне себе дельный совет: будьте добрее, это ничего не стоит. Или, как ещё говорят — делай добро и бросай его в воду. Оно не пропадёт…

Тем более что вода — вот она, родимая, течёт. Вопреки морозам, Клязьма не замёрзла целиком, и просто так перейти на другой её берег не получится. К счастью, подниматься на железнодорожный мост не придётся — рядом есть удобная альтернатива в виде пешеходного мостика, причём не самого узкого. Не исключаю, что по нему даже мог бы проехать автомобиль, если бы не заграждения.


Впереди меня ждёт развилка — она позволяет свернуть направо и сначала пройтись немного вдоль берега Клязьмы, прежде чем попасть в одноимённый дачный посёлок. Но можно также пойти прямо и оказаться в посёлке гораздо быстрее. Тем не менее, я всё же выбираю первый вариант. Спешить мне пока что некуда, а лишний раз прогуляться на природе всегда приятно.

Гулять действительно приятно, хотя и не совсем легко: то, что я изначально принял за тропинку, на поверку оказалось скорее лыжнёй. Впрочем, снег тут ещё более-менее плотный — намного труднее мне пришлось две недели назад в ходе поездки в Можайск, когда я шёл по заснеженному полю. Там было очень красиво, но я бы не сказал, что здесь хуже — как минимум потому, что в окрестностях Можайска не было таких крупных сосен. Да и вообще никаких не было, по-моему.

Солнце проглядывает сквозь деревья на противоположном берегу Клязьмы. Над водой заметно небольшое облако пара — такой эффект возникает из-за разницы температур между водой и воздухом, в результате чего вода начинает испаряться. Однако из-за холода пар быстро конденсируется, поэтому слишком высоко подняться не может. И образуется равновесное состояние.

Наблюдается это явление исключительно при отрицательных температурах воздуха и лучше всего передаётся не на фото, а на видео. Движение пара в горизонтальном направлении, скорее всего, обусловлено течением — оно тут не столь быстрое как, например, у Москвы-реки, но его всё равно достаточно, чтобы не дать руслу Клязьмы покрыться льдом полностью.
Само русло, к слову, здесь делает поворот почти на 180 градусов, а это означает, что дальнейшее движение по берегу будет уводить меня всё дальше и дальше от цели — посёлка Клязьма, поэтому в ближайшее время с рекой мне придётся попрощаться. Вот так вот: можно сказать, только что встретились, а уже расходимся. Но это не значит, что в будущем не сойдёмся вновь… всё может быть.

Поднимаюсь по лестнице от прибрежного святого источника мимо очередной группы сосен. Особенно необычно эти деревья смотрятся именно в малом количестве и стоящие особняком — отсутствие соседей, перегораживающих солнечный свет, позволяет их ветвям вытягиваться в любых мыслимых и даже немыслимых направлениях. В плотном сосновом бору все сосны, наоборот, тянутся исключительно вверх.

В самом посёлке сосны растут также и на участках. Хотели бы здесь жить? Лично я бы точно не отказался хотя бы попробовать. И до электрички тут совсем недалеко, притом что шума поездов практически не слышно. Автомобили тоже не беспокоят: магистральная автодорога М-8 проходит где-то в стороне. Очень тихое и спокойное место.

Покой отдельных жителей Клязьмы охраняют злые собаки. Или кошки. В общем, кто-то да охраняет — неважно. Важно, чтобы все эти «охранники» не покидали пределов подведомственных им территорий. А если и покидали бы, то исключительно в сопровождении их хозяев, на поводках и в намордниках. Это если мы говорим о собаках, конечно же. Кошки гуляют сами по себе — им можно.

Сосны между тем становятся всё выше и выше. И они повсюду. Настоящее сосновое царство всего в паре десятков километров от Москвы! Почему, ну почему я не узнал о нём раньше? Всегда завидую местным, когда вижу такое, потому что за окнами моего дома во дворе растёт всего одна сосна… Говорят, её сажал мой дедушка по папиной линии.

Для отправления религиозных нужд в посёлке предусмотрен целый храмовый комплекс. Отдельным зданиям явно требуется косметический ремонт, но в целом всё смотрится вполне достойно. Есть, конечно, куда стремиться, но данное утверждение и так справедливо почти во всех случаях.


Вот я и добрался до Клязьминского парка — места, где сконцентрировано наибольшее количество хвойных деревьев, в том числе и не только сосен. Идти вновь становится тяжело — хорошо протоптанных тропинок сюда почему-то не завезли. Зато тут ездят на снегоходах! Может, прокатили бы и меня за умеренную плату или даже безвозмездно, но лёгких путей я не ищу.

Мелкая птичка пищуха (Certhia familiaris) методично обследует ствол дерева в поисках прячущихся в щелях коры насекомых. В отличие от поползня, обладающего максимальной степенью свободы перемещения, пищуха умеет двигаться по стволу только снизу вверх. Доберётся до верха — летит вниз, потом к соседнему дереву. И цикл уходит на новый виток…

Безусловно, высочайшие сосны во всём посёлке произрастают именно здесь. Но не стоит пытаться на них залезать — вы ведь не пищуха и даже не плюшевый медвежонок (или щенок?), да и ему это тоже вряд ли под силу. Уж точно не когда прямо на голову высыпало столько снега. Не отказался бы помочь ему, да вот только слишком уж высоко он успел забраться…

Лучше просто на минуту остановиться и полюбоваться деревьями. Но не задерживайтесь надолго, чтобы не замёрзнуть. Или приезжайте летом. Кстати, это очень даже неплохая идея… Надо будет попробовать. Возможно, смогу доехать на велосипеде, когда потеплеет. Расстояние не очень большое, нужно только составить адекватный маршрут.

В двух шагах от выхода из парка частный сектор наконец заканчивается. Ещё чуть дальше протекает другая речка — Уча: от неё меня отделяет всего пара дворов и одна улица, на другой стороне которой лежит полусекретный проход, ведущий к берегу. Полусекретный он потому, что на картах хоть и обозначен, но добраться до него всё равно непросто: всё завалено снегом, остаётся идти прямо по проезжей части.

Уча, в отличие от Клязьмы, не замёрзла даже частично. С учётом того, что на том берегу — сплошные промзоны, откуда почти наверняка в воду что-то сливают, это неудивительно. А на заднем плане уже виднеются жилые дома одного из микрорайонов города Пушкино, куда я, собственно, и направляюсь.

Уткам на ледяную воду, кажется, абсолютно начихать. Умеют ли они вообще чихать, кстати? У меня с собой есть пакетик с кормом, но, к сожалению, задерживаться я больше не могу — и так опаздываю на встречу. И винить мне в этом некого, кроме самого себя. Ведь даже ситуацию с электричками я учёл, и всё равно время поджимает. Ошибся в расчётах… Нам всем свойственно ошибаться, главное — учиться на ошибках.

Тропинка ведёт меня сквозь классическое пограничное пространство, лежащее в промежутке между обжитыми территориями. Есть в таких местах что-то привлекательное, но одновременно и пугающее. Особенно когда некуда свернуть: по левую руку от меня — промзона, по правую — речка. Сейчас двигаться можно только вперёд. Или назад, но смысла в этом мало.

Вот и третий за сегодня мостик и третья же речка — Серебрянка, приток Учи. Последняя же в свою очередь впадает в Клязьму, с которой я сегодня уже успел познакомиться, хоть и прошло это знакомство несколько сумбурно. Ну а с Серебрянкой я не прощаюсь: совсем скоро мы увидимся снова. Замечаю, что и здесь вода не очень-то стремится превращаться в лёд.

Теперь сосновый край окончательно остался позади. Но поездка всё ещё не завершена, и рассказ не окончен. До центра Пушкино добираюсь на автобусе, чтобы не заставлять лишний раз себя ждать. Дальше идём пешком в сторону пруда на Серебрянке, образованного благодаря плотине, построенной для нужд местной фабрики — прямо как в Егорьевске. Всё замёрзло. Прямо как в Егорьевске…

Ой, нет, соврал. Утки не замёрзли. Примкнувшие к ним голуби тоже держатся бодрячком. Вот сейчас уже мой пакетик с кормом ничего не мешает пустить в дело. Но придётся смириться с тем, что клевать его будут все — и утки, и голуби в том числе. Голуби вообще всегда клюют всё, что можно и что нельзя.

И даже вода здесь не вся замёрзла, хотя я был уверен в обратном. Жаль, что проверку на внимательность мы оба провалили — этим уткам уже ничего не достанется, корма у нас больше нет… Впрочем, людей тут ходит много, наверняка кто-нибудь да подкинет им чего-нибудь вкусненького. Главное только, чтобы это был не хлеб.

По четвёртому и последнему на сегодня (для меня) мосту возвращаемся в основную часть города. Обращаю внимание на строительство жилых домов на берегу Серебрянки — удивительно, что всю прибрежную зону не застроили намного раньше. Предстоит ещё немного пройтись, затем остановиться где-нибудь по пути на обед, и на этом, пожалуй, для первого раза и хватит…

Спустя два часа я опять остаюсь один. Солнце клонится к закату… На светофоре пока что красный, но через пять минут он сменяется на двойной жёлтый, один из них — мигающий. Разрешено движение с отклонением по стрелочному переводу с ограничением скорости, следующий светофор открыт. Неплохая аналогия моему умеренно оптимистичному настроению.

Пора домой. Электричка прибывает с небольшой задержкой — судя по всему, с утренним сбоем железнодорожникам справиться удалось, но не полностью. Ну ничего, нагоним в пути. И даже если не получится — всё равно не страшно: я уже никуда не опаздываю. Так что в любом случае всё будет хорошо.

Или даже очень хорошо. Да, это не точно. Но надежда всегда умирает последней — кто бы там чего ни говорил. И зачем вообще забегать куда-то далеко вперёд? Проблемы решаются по ходу их поступления. Что будет дальше — пока не известно. Как-нибудь разберёмся.