Киров-Ижевск. Покидая Транссиб

Начался июль, а это — верный признак того, что пора бы уже покидать город Киров и продолжать движение дальше на восток. По Транссибу следующий по очереди крупный город — Пермь, но в мой маршрут она не входит, а это значит, что с магистрали сегодня придётся сойти — однако произойдёт это не раньше, чем я достигну города Глазова в Удмуртии, до которого довезёт знакомый по «дороге контрастов» состав ЭД4М-0129.

Киров. ЭД9М-0129 подан под посадку

Перед отправлением в последний раз осматриваю вокзал из дверей тамбура и только сейчас понимаю, что конкорс в его оригинальный проект явно не входил. Также интересно, что со стороны города вход в вокзал лежит на уровне второго этажа, а не первого — туда надо спускаться по лестнице, но только при выходе на первую платформу.

На выезде из города прощаюсь с рекой Вяткой, которую я тоже в ближайшее время больше не увижу — здесь наши пути окончательно расходятся, а эстафету принимает Чепца — но железная дорога мало где подходит к её берегу так близко, чтобы можно было что-то разглядеть.

Вятка. Вид против течения

Вообще говоря, про участок от Глазова до Кирова я уже рассказывал, так как ездил по нему в прошлом году. Но сегодня я впервые еду в обратном направлении — на восток, а не на запад. Из существенных изменений за год стоит отметить разве что новый вокзал на станции Просница. Забор наводит на нехорошие мысли — неужели ради нескольких пар электричек в сутки тут сделали досмотр? Отсюда не понять, но я не удивлюсь, если так.

Просница. Новый вокзал

На 2-м пути перегона Фалёнки — Яр ведутся ремонтные работы — меняют рельсы. Из-за этого до середины июля в расписание внесены изменения — электричка отправляется на час позже, чем обычно. С одной стороны это хорошо, ведь я смог поспать на час дольше. Но есть тут и отрицательный момент — не получится погулять по Глазову, так как время пересадки сократилось всего до полутора часов. С учётом того, что я обычно прихожу на вокзал минут за 30-40 до отправления, смысла в такой прогулке я не вижу.

Начало 1101-го километра. Работает хозяйственный поезд

В прошлый раз тоже были изменения из-за ремонта, в результате чего мы простояли на станции Яр почти час, пропустив вперёд несколько пассажирских поездов. Сегодня стоянки нет, но автоинформатор почему-то объявляет о прибытии на конечную станцию, хотя электричка продолжает ехать дальше как ни в чём ни бывало. Время перепрыгивает на час вперёд — началась Удмуртия.

Яр. Вокзал

Перед самым Глазовом практически опустевшие к этому моменту вагоны внезапно снова заполняются народом — садятся дачники, в основном пенсионеры, возвращающиеся со своих участков в город. Сойдя с поезда на вокзале, они образуют огромную толпу перед воротами на выход в город, которые почему-то поленились открыть заранее. А я решаю не выходить вовсе, чтобы потом не заходить повторно через досмотр — располагаюсь на скамейке под навесом, укрываясь от солнца, которое наконец-то соизволило появиться после нескольких дней пасмурной и дождливой погоды подряд.

Глазов. ЭД9М-0129 прибыл на конечную станцию

Электропоезд так и остаётся стоять у платформы, ожидая отправления обратно в Киров примерно через час. А в это время через станцию один за другим проносятся грузовые составы — то в одну, то в другую сторону. Некоторые поезда, идущие на восток, кажутся мне знакомыми — мы обгоняли их по пути из Кирова. Локомотивы здесь самые разные, как и депо, к которым они приписаны. Тут уже электровоз из депо Лоста (Вологда) смотрится более уместно — ехать туда хоть и долго, но по прямой. А вот Красноуфимск, что в Свердловской области, вызывает вопросы: кратчайший путь туда лежит через Ижевск, но там нет электричества, а без смены тяги можно добраться только через Нижний Новгород и Арзамас, сделав крюк в тысячу с лишним километров.

В промежутке между тяжеловесными составами к островной платформе прибывает пригородный поезд из Ижевска, представляющий собой двухвагонный дизель РА2, и, выгрузив пассажиров, спешно уходит в тупик, освобождая путь для прохода очередного грузового поезда.

РА2-083 из Ижевска прибывает на ст. Глазов

К этому времени на платформу потихоньку начинают выходить люди, и довольно много. Электричка на Киров скоро откроет двери, но большая часть народа в ней явно не заинтересована. Неужели все хотят ехать в Ижевск? Оказывается, что нет: они ждут поезда №110 сообщением Москва — Новый Уренгой, имеющего в Глазове короткую остановку.

ЧС4Т-430 с поездом №110 прибывает на ст. Глазов

Очередной грузовой поезд западного направления притормаживает, пропуская идущих на посадку пассажиров, и останавливается задолго до горящего вдалеке красным светофора — вероятно, по указанию диспетчера, которому вряд ли хочется нести ответственность за то, что кто-то опоздает на свой поезд или вовсе окажется под колёсами, пытаясь перебежать перед приближающимся локомотивом в последнюю минуту.

ВЛ80С-1563 уступает дорогу

Наконец уходит электричка на Киров, и сразу после этого на горизонте снова появляется РА2, занимая освободившийся путь. Теперь уже ясно, что все, кто остался на платформе, поедут со мной на Ижевск — но не факт, что именно до самого Ижевска. Путь туда займёт почти пять часов.

РА2-083 снова в деле

Весь маршрут условно делится на три части. Первая — от Глазова до Балезино (хотя все произносят «Балезино»). Здесь какие-то совершенно безумные остановочные пункты, хотя всё равно находятся смельчаки, готовые на них выйти — видимо, очередные дачники. Ну, эти вообще ничего не боятся =)

Не теряйте рассудок

Да, солнце опять куда-то подевалось… Никто не находил? За окном — типичные пейзажи западного Приуралья. Ещё не Урал, но уже скоро — если продолжать двигаться на восток, конечно же. Но в этом направлении нам осталось ехать не так уж и долго, поэтому остаётся довольствоваться тем, что есть.

После отправления с очередной остановки мой взгляд зацепляется за странного вида павильон, похожий на небольшой вокзал. Но он стоит слишком далеко от платформы, поэтому не может выполнять пассажирскую функцию. Возможно, платформу перенесли? Иногда так делают, хотя случается это довольно редко. А может быть, это всегда было чисто служебное здание — дополнительным аргументом в пользу данной версии служит стоящий рядом сарай путейцев.

Неизвестная постройка и путейский сарай

В Балезино останавливаемся прямо напротив старого знакомого — поезда №110, которому меняют локомотив. Электровоз ЧС4Т работает только на переменном токе, а дальше в сторону Перми ток уже постоянный, поэтому у всех поездов, за исключением ведомых двухсистемными электровозами ЭП20, здесь длительная стоянка. Если не ошибаюсь, ЭП20 через Балезино не проходят, поэтому по факту стоят все поезда. И даже наш поезд тоже стоит, хоть он и беспроводной — работает на дизеле. Но пассажирский нужно пропустить вперёд, поэтому ждём. Чтобы было не скучно, выхожу на платформу отснять вокзал.

Балезино. Вокзал

Похоже, с прошлого раза ничего особо не поменялось — но тогда мне нужно было очень быстро перебежать с одной электрички на другу, а сейчас спешить некуда, поэтому можно в спокойном рассмотреть окрестности. Несколько продуктовых магазинов расположились прямо на первой платформе. Представляю, какую они имеют выручку благодаря всем останавливающимся здесь поездам… Названия тоже как будто специально такие, чтобы привлекать внимание.

А где Ксюша-1? Её нет…

В тупиках рядом с электровозом постоянного тока ЭП2К отдыхает электричка ЭД4М, тоже постоянного тока, прибывшая из Перми. Состав отправится в обратный рейс примерно через час, и ничего не мешает пересесть на него — но в этот раз Пермь в мои планы не входит, поэтому я возвращаюсь в вагон РА2 и снова сажусь на своё место в ожидании отправления.

ЭД4М-0216 на отдыхе

На соседний путь прибывает очередной пассажирский поезд со стороны Кирова, но его мы ждать не собираемся — до съезда с Транссиба осталось совсем недалеко, и за время смены локомотива мы уже успеем его достигнуть. Двери закрываются, едем! Слева проплывают вереницы сцепленных между собой грузовых локомотивов — как постоянного, так и переменного тока. Все они приписаны к разным депо, самые удалённые из которых расположены за тысячи километров отсюда — от Вологды до Екатеринбурга, а возможно даже и Омска, то есть уже в Сибири. Но рано или поздно они окажутся здесь.

Начинается второй отрезок маршрута — от Балезино до станции Пибаньшур и съезда на Ижевск. Кстати, не следует путать Пибаньшур с просто Шуром, который тут тоже есть, причём сразу же после Балезино. Нормального вокзала в Шур, к сожалению, не завезли — только служебная постройка из кирпича и какой-то заброшенный домик, стоящий прямо у платформы. По сравнению с прошлым годом с кирпичного здания убрали табличку с большими белыми буквами «ШУР» на синем фоне, заменив её стандартной РЖДшной. В Пибаньшуре на здании была похожая табличка, но в цветах РЖД — однако и она тоже кому-то чем-то не угодила.

По Транссибу здесь всё ещё продолжается Горьковская железная дорога, которая вскоре сменится Свердловской — произойдёт это на станции Чепца, сразу после моста через одноимённую речку. Но мы двигаемся дальше именно по Горьковской магистрали, съезжая с главного хода в сторону столицы Удмуртии, прощаясь с электрификацией и вторым путём. Надолго ли?

До свиданья, Транссиб

Пожалуй, немного пока подержу интригу, а то ведь иначе не так интересно будет… Последняя часть маршрута пригородного поезда Глазов — Ижевск самая длинная: ехать ещё около трёх с половиной часов. Красивых вокзалов, к сожалению, показать вам не могу — их здесь просто нет. Зато необычных топонимов — хоть отбавляй: вот, например, Андрейшур по правому борту — сочетание удмуртского и русского? Здание не используется, станция закрыта и превращена в обычный остановочный пункт.

Шур с Андреем. Бывшее станционное здание

В потолке открылся люк — не волнуйтесь, это глюк! А вот если вы встретили станцию под названием Люк, то никакого глюка здесь уже нет — просто вы по каким-то причинам оказались в Удмуртии и едете по линии Пибаньшур — Ижевск. Тут возникает совсем другой вопрос — а вам точно сюда надо?

Люк. Станционное здание

Наверняка все знают, что жизнь — не игра: загрузить сохранение, если что-то пошло не так, у вас не выйдет. Но есть очень маленькая, хотя и всё же отличная от нуля вероятность, что о данном факте не осведомлены жители удмуртского посёлка Игра, в котором также находится и одноимённая станция. Ударение, если что, падает на второй слог, как и должно.

Слева от «игровой» стелы стоит памятная табличка, посвящённая строителям железной дороги Ижевск — Балезино (на самом деле Пибаньшур). Вся линия буквально утыкана подобными памятниками, причём в самых разных формах. Это неспроста: дорогу строили в военное время, чтобы ускорить снабжение ижевских оборонных заводов. Строительство велось в очень тяжёлых условиях, преимущественно вручную.

Мемориал на станции Пастухово
Текст не читается? Не беда — жмите сюда

Стою на откосе колосом
И вижу – сквозь время – в прищур,
Как строилась эта дорога
С названьем Ижевск — Пибаньшур.
Землянки. Телеги. Ухабы.
Клячонки. Лопаты. Дымки.
А возле – мальчонки да бабы,
Да словно пеньки, старики…

(О. Поскрёбышев)

Виды здесь явно покрасивее, чем на главном ходу, да и небо, опять успевшее целиком затянуться тучами после отправления из Глазова, постепенно расчищается вновь. Облаков всё ещё многовато — наверху всё никак не могут определиться с погодой.

Удмуртский пейзаж

На станции Чур (чур меня!) наш поезд провожает весёлый фонарь с сумкой на плече — если это, конечно, можно назвать плечом — и каким-то свёртком в руке. Почтальон, что ли? Ну, добавим в копилку пристанционного креатива — это намного менее банально, чем какие-то деревянные паровозики. Не стоит также забывать и про другие фонари, которые занимаются чем угодно, кроме как освещением. Очень хотелось бы надеяться, что данный экземпляр в вечернее время суток всё же даёт свет — иначе пассажиры его просто не заметят.

И вам привет. (И пока)

До Ижевска остаётся около часа езды, пассажиров заметно прибавилось — почти на каждой остановке заходят один-два человека, а где-то и больше. Небесная канцелярия, судя по всему, окончательно сошла с ума: то небольшой дождик пустит, то вдруг передумает и даст немного солнцем полюбоваться — и так продолжается почти весь остаток пути. Из-за этого в какой-то момент на небе даже появляется радуга — полная, но весьма блёклая. Стекло, через которое я вынужден вести съёмку, дополнительно уменьшает насыщенность цветов.

Удмуртская радуга

Наконец за окном на очень короткое время возникает большой водоём — это Ижевский пруд, созданный при основании города для обеспечения работы его заводов. Ижевск в данном плане сильно напоминает Екатеринбург и другие города Урала, которые тоже начинали свою жизнь аналогичным образом.

Кусты на фоне Ижевского пруда

Непосредственно по берегу пруда рельсы не идут, огибая с юга примыкающую к нему большую промышленную зону — сам Ижевск из-за неё практически не виден, но в одном месте на фоне многочисленных складов и хозяйственных корпусов всё-таки проскакивает панорама городской застройки. Сомнений нет — мы почти доехали.

Промзона на фоне города

А вот и снова начало контактной сети — переменного тока. Да, недолго мы катались по чисто тепловозной линии… Но так уж сложилось, что после сегодняшнего переезда на электропоезд я теперь сяду ещё очень не скоро, так что эти провода для меня мало что значат.

Кому — конец, а кому — начало контактной сети

И если уж на то пошло, то на вокзале Ижевска я вообще не буду садиться ни на какой поезд. Вот такой вот план у меня — вроде путешествую по железным дорогам, а от железнодорожного транспорта в ближайшее время придётся отказаться. Но к подробностям перейдём позднее — сейчас надо отдохнуть, а завтра (2 июля) — прогуляться по городу. Хорошо, что дождя нет. Пускай так и будет.

Ижевск. Вокзал

Продолжение следует…

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Надоело вводить капчу? Зарегистрируйтесь или комментируйте публикации в Telegram-канале.