Жаркая, солнечная погода под конец лета стала неожиданным и приятным сюрпризом. Однако маршрут, запланированный на воскресенье, 31 августа, был не новым, а хорошо забытым старым — повторением поездки почти двенадцатилетней давности. Многое с тех пор поменялось: появились современные электрички, более комфортабельные автобусы… Но самое главное — теперь я не один. И это, пожалуй, наиболее важный факт из всех, которые только могут быть.

Основная идея — прыжок с ветки на ветку между двумя городами, стоящими на правом берегу Волги. Такая задумка привлекательна уже лишь по своей сути, но если начать копать глубже, то становится всё интереснее и интереснее. Копать начнём со станции Решетниково, расположенной на главном ходу Октябрьской железной дороги. Здесь от него ответвляется однопутная линия до Конаково — первого из двух городов, откуда затем предстоит прыгать дальше. Ехать ещё полчаса.

Проносятся полчаса совершенно незаметно, и вот мы на месте — где-то на краю Тверской области. Но перед началом прыжка в запасе есть около двух часов свободного времени. Лучший способ потратить их — сходить к берегу Волги. На берегу в том месте, куда выводит тропинка, возвышаются массивные хвойные деревья — ели и сосны.

Где-то далеко справа маячит Конаковская ГРЭС, по которой и получила название обслуживающая её городская железнодорожная станция. Для электропоездов станция является конечной, но путь в северной горловине не заканчивается тупиком, а продолжается дальше на территорию ГРЭС.

Местные галки отличаются исключительной разговорчивостью, но почему-то наотрез отказываются фотографироваться — наверное, стесняются внимания туристов. Хотя что-то я сомневаюсь, что туристов здесь бывает так уж много.

Стрит-арт в Конаково встречается, похоже, только на пляжных раздевалках — не совсем обычное место для его размещения, но стоит сказать спасибо, что он тут вообще есть. Купаться, кстати, запрещено, однако находятся отдельные личности, которые на этот запрет плевали с высокой колокольни. И я могу их понять — как в принципе кому-то может прийти в голову запретить купаться в Волге? Это же абсурд!

Через реку Донховку, впадающую в Волгу в черте города, перекинут пешеходный понтонный мост, обозначенный на карте как «пьяный». С данным наименованием вполне можно согласиться — во время перехода по мосту он довольно ощутимо покачивается. Так что лучше всего по нему ходить всё-таки в трезвом виде — иначе, если вдруг свалитесь, будете сами виноваты.

Также в районе «пьяного» моста обитают утки, жаждущие, чтобы их кто-нибудь покормил. Они даже своим взглядом как бы говорят: бросай еду, бросай! И покрякивают ещё. Ну как тут мимо пройдёшь? Минут на десять задержаться точно придётся, но мы никуда не спешим.

А на другом берегу начинается сосновый бор. Вот тут я бы задержался и до вечера, если бы не посматривал периодически на часы — лесопарк очень большой, и обойти его целиком за оставшееся время не представляется возможным. Что я ни в коем случае не считаю за недостаток — наоборот, это даёт лишний повод приехать сюда как-нибудь ещё раз. Преимущество вечнозелёных деревьев в том, что с равным успехом можно делать это в любое время года.

В таких местах я обычно много смотрю по сторонам и вверх, а вниз — крайне редко. Но одна пара глаз — это хорошо, а две-то ещё лучше. Сосновые шишки — далеко не единственное, что можно найти под ногами…

Чем ближе к берегу Волги, тем выше сосны — рядом с водой они достигают каких-то совсем уж неприличных высот. И как тут скомпоновать кадр, чтобы они все в него поместились? Задача явно выходит за рамки моих дилетантских познаний в фотографии.

Вернуться отсюда на вокзал уже не успеваем, но не беда — времени хватит, чтобы неспешным шагом дойти до ближайшей автобусной остановки. Остановка лежит примерно посередине между жилыми районами города, рядом с промзоной, поэтому садиться здесь на автобус никто не спешит. Лишь одна трясогузка ждёт вместе с нами за компанию — сама не поедет.

Посадка на промежуточной остановке — всегда лотерея. К счастью, как раз ещё осталась пара свободных мест в задней части салона. Едем мы, конечно, не в сторону вокзала, а в противоположную, покидая город. На выезде пересекаем рельсы — те самые, по которым сюда приехали. Обратно в Москву вернёмся уже по другой ветке.

Что у нас за окном? В основном поля и проходящие через них линии электропередач — идущие не иначе как от той самой Конаковской ГРЭС. Судя по количеству проводов и изоляторов, напряжение тут не менее 500 киловольт, а то и все 750. Ездить под такими на велосипеде не очень приятно, что я могу подтвердить на собственном опыте — во избежание удара током лучше не держаться в момент проезда за что-то металлическое. Однако к автобусу это не относится.

Конечная остановка автобуса находится на правом берегу канала имени Москвы — у паромной переправы. Перед ней уже скопилась очередь из автомобилей, образовавших таким образом пробку, которую приходится объезжать по встречной полосе. Вокруг парома зачем-то построили забор с колючей проволокой, несмотря на то, что проход и проезд на территорию — совершенно свободные. Однако я не удивлюсь, если и здесь когда-нибудь решат поставить КПП с рамками досмотра…

Жара с утра значительно усилилась, но отсиживаться в тени подолгу не выйдет — до окончания дневного технического перерыва остаётся десять минут, а на посадку уже постепенно выстраивается вторая очередь — пешеходно-велосипедная, и велосипедов в ней немало, ведь именно у парома берёт начало 60-километровая велодорожка до Дмитрова, проложенная вдоль канала. И вот после короткого ожидания мы наконец пересекаем водную преграду.

Некоторые утки, кажется, совершенно обленились и тоже пользуются паромом вместо того, чтобы плыть своими силами — видимо, устали от жары. Но нам, в отличие от уток, уставать ещё рано — сегодня ещё ходить и ходить. Плавать, к сожалению, больше не доведётся.

Велосипедистов на выходе отправляют к будке с кассой для оплаты, а пешеходов пропускают бесплатно — это несомненный плюс, но есть и минус: автобуса тут нет, дальше только пешком. Для прогулки вместо пыльной и шумной автодороги лучше всего предпочесть берег канала: тропинка выводит аккурат к тому самому маяку, который был виден с парома. Маяк действует, но убедиться в этом можно только в тёмное время суток.

Грузовые суда на канале я наблюдаю нечасто — здесь всё-таки преобладает пассажирское движение, представленное по большей части круизными теплоходами, а ближе к Москве вдобавок к ним появляются ещё и мелкие лодки, катера и даже яхты.

А вот подсолнух на канале я вижу впервые. Весной мы с дядей посадили несколько ростков на берегу в нашем районе, но летом там всё сплошь заросло высокими кустами, и ни одного подсолнуха мы так и не смогли найти. Здесь же благодаря песчаной почве растительность не такая плотная, и шансов на успех больше. Но действительно ли кто-то этот подсолнух сажал, или же он вырос сам по себе? Этого мы никогда не узнаем.

На заднем плане — как раз то самое место, где канал заканчивается, а если быть точным — начинается, потому что течёт он из Волги в Москву, а никак не наоборот. Справа виден мыс искусственного острова, лежащего между шлюзом №1 и дамбой Иваньковской ГЭС, а слева — ещё одна рукотворная дамба, отделяющая русло канала от Иваньковского водохранилища на Волге. Маяки в крайних точках этих сооружений обозначают фактическую границу канала при движении вниз по течению.

От берега в этом месте начинается дорога, ведущая в Дубну — намного менее шумная и пыльная, чем Дмитровское шоссе, проходящее мимо паромной переправы. Кроме того, идёт дорога по лесу, а не по открытой местности, что очень даже важно в условиях жары. Но и это ещё не всё — перед тем, как попасть в сам город, нужно перейти через рельсы. Линия железной дороги, вообще говоря, однопутная: второй путь слева принадлежит станции Большая Волга, где находится основной вокзал Дубны.

Если приглядеться, то вдалеке можно заметить стоящий у платформы электропоезд, но у нас тут есть гораздо более интересные вещи, и в очередной раз они оказываются спрятанными буквально под ногами. Из чего следует вывод, что требуется не только внимательность, но и осторожность — как бы случайно не наступить…

В центре города есть парк с озером, которое лично я бы назвал прудом, поскольку по размерам оно не превосходит аналогичное «озеро» в Раменском. Конкурентным преимуществом дубненского пруда перед раменским является наличие пляжа с зоной для купания. Однако купаться что-то никого особо не тянет…

Зато утки только рады, что никто не вторгается в их личное пространство и не мутит воду поблизости. Теперь достаточно покидать им чего-нибудь вкусненького (только не хлеба!), и они вообще окажутся на седьмом небе от счастья.

Дубна, как и Конаково, тоже стоит на Волге, причём на обоих её берегах — да, я немного слукавил, когда составлял описание поездки в начале рассказа. Но всё же основная часть города лежит именно на правом берегу. И вдоль него же проходит городская набережная, пройтись по которой — отличная идея в любую погоду.

На первый взгляд даже и не подумаешь, что это именно Волга — ведь широко разлившееся Иваньковское водохранилище осталось выше по течению, а здесь расстояние между берегами не превышает четырёхсот метров. О статусе главной реки европейской части страны напоминает причал, способный принять большой круизный корабль, хотя далеко не все они имеют остановку в Дубне.

С противоположной стороны от набережной, у местного дома культуры, стоящего неподалёку от берега Волги, берёт своё начало улица, названная в честь французского физика Фредерика Жолио-Кюри, побывавшего в Дубне с визитом в Объединённом институте ядерных исследований в середине XX века. Но меня интересуют не столько исторические факты, сколько многочисленные сосны, в которых вся улица буквально утопает. И это, поверьте, ни разу не преувеличение.

На другом конце улицы Жолио-Кюри — снова железная дорога. Нам повезло: как раз уходит электричка на Москву, а место для фотосъёмки тут неплохое. Следующий рейс только через час, так что торопиться пока никуда не стоит. Да и солнце ещё высоко…

Бар «Кружка», расположившийся практически вплотную к рельсам, является по совместительству местом концентрации стрит-арта. Из окна электрички видна только одна композиция, где изображены надпись «Дубна» с въездной стелы на Дмитровском шоссе и автомобильный мост через Волгу. Чтобы увидеть остальные, надо обойти здание со всех сторон.




Отсюда уже рукой подать до станции Дубна — второстепенного вокзала города. Это просто разъезд, но с единственной боковой платформой — как и в Конаково, для электричек здесь конечная, однако путь продолжается дальше на территорию ОИЯИ за пределами городской черты.

Вокзальное здание построено по уникальному проекту и смотрится весьма необычно. Этажей в нём целых три: на первом — билетные кассы, на втором — выход на платформу… а вот третий этаж с залом ожидания и панорамными окнами, к сожалению, закрыт уже не первый год — и не вполне понятно, по какой причине.

Пока ещё есть время, чтобы в спокойном режиме сделать все необходимые перед дорогой дела — например, сходить в близлежащий магазин за водой и купить билеты. И даже после этого в резерве остаётся около получаса — но лучше всегда прийти заранее, чем опоздать. Вот и очередная электричка потихоньку подтягивается к платформе.

Впереди пока что красный, но совсем-совсем скоро уже будет зелёный — готовимся занимать места. Народу, впрочем, не так уж и много, но по пути будут подсаживаться — вечер воскресенья, как-никак.

Двинулись! Первые десять минут состав медленно ползёт по территории города. За окном — как уже знакомые локации, так и те, что мы сегодня ещё не видели, либо же видели только на картинках. Например, тот самый мост через Волгу. В прошлом году я ходил по нему пешком.

В Большой Волге на платформе аншлаг, а с другой стороны, по-видимому, собрались люди, которые не успели перейти на неё перед прибытием электропоезда. Впрочем, они вряд ли опоздают, потому что нам тоже нужно чуть-чуть подождать — пропускаем встречный рейс из Москвы.

До конца пути ещё примерно два часа. В Вербилках линия соединяется с главным ходом Савёловского направления — тоже однопутным, продолжающимся в таком виде до Дмитрова, где я как раз делаю последний на сегодня кадр, так как вскоре после него солнце уже окончательно скрывается за горизонтом, и снимать что-либо за окном становится бесполезным занятием.

Вопрос лишь один — а действительно ли это конец? Или, может, это новое начало? Надеюсь, что рано или поздно удастся получить на него ответ. И лучше получить его поздно, чем не получить вообще никогда…